на пути обучения и творчества. Нет, конечно, я понимала, что будет не просто, что придется работать, учиться, быть ответственной и быть самой себе и чтецом, и жнецом, и на дуде игрецом. О чем-то менее очевидном я читала в статьях и публикациях, но за 4 года работы у меня накопилось несколько событий и выводов, которые стали для просто полной неожиданностью. Такие себе ситуации из разряда «вот это поворот!» и «к такому меня жизнь не готовила!».
Что-то из перечисленного будет знакомо и интересно ювелирам и wire-worker'ам, а в других пунктах, возможно, каждый человек, связанный с
миром рукодельного бизнеса, узнает себя, ведь все мы проходили примерно один и тот же путь.
Этот пост имеет скорее развлекательный характер, не стоит относиться к нему уж слишком серьёзно.
Итак...
НЕОЖИДАННО!
1. Мои руки изменились.
Причем сразу и в хорошем, и в плохом смысле. Всю свою жизнь я была неженкой-пианисткой и рукам-сосисочкам моим был чужд «грубый труд». И вот сейчас, после нескольких лет ковки, гибки, волочения и прокатывания металла я не узнаю свои нежные пухлые пальчики.
Первые мои опыты с прокатыванием металла были плачевными: я кряхтела, потела, страдала и мечтала о рабе-подмастерье. А сейчас ничего,привыкла, руки стали сильнее, пальцы окрепли, движения стали точными и аккуратными. Вон, даже мышцы виднеются! А вы говорите, «сидячая работа, сидячая работа...»! Массаж сделать? Да запросто! Крепкое рукопожатие? Да не вопрос! Как приятно чувствовать себя сильной, способной справится с
работой!

Но у всего есть обратная сторона и в моем случае это — проблемы с кожей на руках. Металлическая и абразивная пыль, кислоты, щёлочи, растворы патин и просто вода со средствами для отмывки украшений часто и помногу — это совсем не то, что полезно и приятно для кожи. Добавьте к этому мозоли, маникюр под ноль, царапины и ожоги - и вот, обычные рабочие руки. Только очень маленькие. «Ну-я-же-девочка!» (с)
Половина заработка уходит на крема для рук, не иначе. И посуду я дома не мою, потому что кожа и так пребывает в шоке от работы. Хорошо, что дома меня понимают и поддерживают.
Прямо сейчас на моих ладонях и ногтях черные пятна от нитрата серебра (он же ляпис, он же «адский камень»). Красивые, яркие, несмываемые.
Пару недель мне с ними ходить, не меньше. К такому меня жизнь не готовила, приходится приспосабливаться на ходу.

2. Производственные травмы.
Одна моя подруга представляла работу ювелира так: человек в белоснежном халате сидит в ярко-освещенной комнате и с упоённым видом Очень Творческого Человека вставляет сияющие цветные камешки в прекрасные золотые кольца и серьги.
Моё представление было чуть менее наивным, но даже я не догадывалась, что быть ювелиром порой ОЧЕНЬ больно!
Первое, что приходит на ум — это, конечно, ожоги. Причем обжигаться я стала уже будучи более-менее опытным тружеником ювелирной промышленности — когда возомнила, что техника безопасности и неусыпное внимание по время работы — не для меня и ослабила бдительность.
А еще у меня на виске волосы не растут — пали жертвой коварно подкравшейся бор-машины. Но это ладно, бритые виски сейчас в моде, да?
Были разные части тела, прищемленные ножницами по металлу (от пальцев до живота!), были молотки, упавшие на ноги, но прям хардкора, к счастью, не случалось. Один раз, правда, Игорь, отвлекшись, схватил руками не остывшую после пайки заготовку. Рука у него давно зажила, а вот черная дыра в линнолиуме назидательно глядит на меня каждый день из-под стола. Как бы намекает больше так не делать. Не даром же говорят, что правила техники безопасности написаны чьей-то кровью.
Сюда же стоит отнести и типичные проблемы всех людей, занятых сидячей работой: проблемы с шеей и мгновенно запасаемые на боках печенье и
шоколад. Так что внезапно йога и фитнес стали не просто модно-здоровой привычкой, а необходимостью (если, конечно, я по-прежнему хочу проходить
по ширине в узкие двери мастерской).

3. Физика, химия, рисование и зависть.
Первое время я осваивала ювелирное дело, не понимая сути процесса: просто повторяла мастер-классы, не вдумываясь в происходящее. Устав от бесконечных ошибок, порчи материала и ощущения, что брожу по минному полю, я решила: пришло время для теории. Вон, у меня даже книжка есть. Одна.
Зачем нужен флюс? Как работает отбел? Что такое патина? Что просиходит во время пайки? Чтобы ответить на все эти и множество других увлекательных вопросов мне пришлось стряхнуть пыль со школьных знаний по фундаментальным наукам. Тяжелая артилерия в виде университетских физик ихимий (сколько у меня их было в сумме? 10? 12? Больше? Я же у мамочки инженер! (тм)) шла в ход редко, но здорово облегчили понимание некоторыхь нюансов. Ах, не даром преподаватели время со мною тратили! Пусть я и не спасаю мир от техногенной катастрофы, как задумывалось ранее, зато
результат моей ювелирной деятельности теперь стабильный и предсказуемый. Фух!
И вот, преодолев такой серьёзный барьер на пути к успеху я уперлась в глухую стену своего тотального неумения рисовать. Знаете, все эти эскизы, модели, примеры. «А вы нарисуете мне эскиз?» — «А можете набросать, как это будет выглядеть?» НЕТ! В голове моей сотни прекрасных идей и образов, но на бумаге они выглядят как палка-палка-огуречик, нарисованные пандой-паралитиком. И вот тут на меня нахлынула зависть!
Серьёзно, люди рисующие, КАК вы это делаете? Это выше моего понимания. Я пыталась и может быть когда-нибудь попытаюсь вновь, но пока что —
баста, нервы мне дороже. так что рисование — в минус.

4. Комплексы, темная сторона моей души и зона кофморта.
Кто бы мог подумать, что ювелирное дело станет для меня непаханным полем для самоанализа? Начиная свой путь я даже не представляла, сколько
открытий чудных он мне приподнесет.
Лень? Нате, пожалте! Прокрастинация? Возьмите две! Боязнь общения с людьми? Берите-берите, у меня ее много! Адовая смесь повышенного чувства
собственной важности вместе с невероятно самоуничижительным комплексом неполноценности? Сколько угодно!
Добавьте к этому невероятные эмоциональные качели, знакомые каждому «рукоделу», когда настроение варьируется от «ДА Я ЧЁРТОВ ГЕНИЙ!» до «я
ничтожество и рукожоп», приправьте вспышками злости и апатии после неудач, украсьте вишенкой из не к месту просыпающегося перфекционизма —
и, вуаля, дьявольский коктейль «Темная строна души хенд-мейдера» готов!
Но не все так плохо, ведь я всё еще здесь. Ювелирное дело заставило меня совершить невероятную экспедицию прочь из зоны комфорта, позволило
узнать себя с разных сторон, увидеть в себе новые качества — как позитивные, так и не очень, почувствовать себя личностью более многогранной и яркой, чем я считала себя раньше. И это хорошо!
Ведь как можно работать над теми качествами, которые тебя не устраивают, если ты с ними даже не сталкиваешься?
А еще я поняла, что жизнь так коротка и ох, не успеть мне освоить все то, что хочется. Мне еще на ниве ювелирного дела пахать и пахать, а как же керамика? А шитьё? А рисование, в конце-концов, будь оно неладно! А по миру попутешествовать? А, а, а... Ага.

5. Обратная связь и дружба.
Оказалось, что получать отзывы — очень круто! Позитивные, конечно. Или конструктивную критику. Но тут надо сказать, что мне повезло — за все время работы мне не попадались злюки или неадекваты, не было ссор, споров и скандалов. Люди, приходившие в мои виртуальные магазины были невероятно вежливыми, добрыми и приятными и сотрудничество наше всегда было взаимовежливым и радостным, а замечания всегда были по делу.
Позитивные отзывы, лайки и просто добрые комментарии от «мимокрокодилов» очень здорово поднимали настроение и самооценку в моменты, когда казалось, что всё плохо. Но помимо почесывания собственного самолюбия, я усвоила ценный урок и сама стала открытее, чтоли? Стала чаще говорить людям о том, что мне нравится их творчество, хвалить за достижения, поддерживать и помогать. Это не трудно, но иногда так важно!
И мир вокруг стал ко мне добрее. Невероятное ощущение, которого бы я могла и не узнать, если бы не доброта и открытость других людей.
Спасибо!
А второй пункт у нас про дружбу, да. Я, конечно, рассчитывала, что друзья и близкие поддержат меня в моем сумасшедшем решении сменить поле
деятельности и стать ювелиром (на то они друзья и семья), но точно не ожидала, что поддежка будет ТАКОЙ сильной. Даже добавить ничего не могу.
По этому поводу я могу только глупо улыбаться и шмыгать носом от нахлынувшей сентиментальности.

6. Самостоятельность и радость.
Так уж вышло, что изучение ювелирных примудростей и активное развитие магазина совпало с «вылетом из гнезда» и началом Большой Самостоятельной Жизни. Символичненько, правда?
Несмотря на колоссальную поддержку, большинство решений я принимала самостоятельно, училась ювелирному делу тоже сама, методом проб и
ошибкок добивалась своих целей. Ставки были высоки и сегодня я с уверенностью могу сказать, что в выборе своем не ошиблась — мне очень нравится моя работа, я с удовольствием провожу час за часом в мастерскойьи тот факт, что мне предстоит еще так многому научиться меня не пугает, а наоборот, заставляет улыбаться в приятном предвкушении. Я понимаю, что это звучит невероятно пафосно, но писательство — не моя сильная
сторона))
И да, стабильный результат и вообще понимание, что я, кажется, нашла свое место в мире, стали для меня неожиданностью. Ну кто, в самом деле,
мог ожидать, что выдуманное от скуки, казалось бы — совсем не подходящее хобби, так здорово впишется в мою жизнь?

Вот такие у меня получились 6 неожиданностей, подстерегавших на пути освоения ювелирного дела. Надеюсь, вам было интересно!
С любовью,
Надя
х
И ты очень-очень классная, и радостно смотреть на твои посты о путешествиях, работе и творчестве (у тебя как-то эти три пункта сливаются в единый классный образ жизни).
особенно про скачки от гения до бездарности и постоянному желанию сделать лучше,чем раньше.
Интересно было узнать специфику изнутри и результат очень радует)
pokayaniye, это, мне кажется, знакомо всем, кто чему-то учится и развивается))
Viscana, спасибо!))
Ктая, ура!))
Passvet, спасибо)) Ну, так, может, ныряйте? Хоть изредка))
п.с . когда занималась украшениями тоже не понимала как люди рисуют эскизы. До сих пор не понимаю.